...Обыкновенно все
замечаемые у ребенка неблагоприятные
явления приписывают самому ребенку,
говорят даже иногда о врожденной его
злостности, не думая и не подозревая,
что качества ребенка являются
отражением качеств окружающих его лиц.
Врожденными у ребенка можно считать
только явления, связанные с его
темпераментом, т. е. только степень
силы и быстроты его размышлений и
действий. Затем он переживает
имитационный период, во время
которого у него складываются его речь,
все главные его привычки и обычаи,
вообще все типичные его явления. На
самом деле ребенок должен являться
серьезной причиной совершенствования
представителей семьи, в особенности
относительно их правдивости,
искренности и прямоты: если любящая
мать озабочена развитием своего
ребенка и из наблюдения знает, как
качества последнего слагаются из
действий и рассуждений окружающих его
лиц, то она несомненно станет зорко
следить за всяким своим действием и
словом, избегать всякого произвола и
всегда щадить личность своего ребенка;
этим она несомненно будет
содействовать собственному своему
совершенствованию, а полным
соответствием между своим словом и
делом непременно приучит и ребенка к
правдивости, непосредственности и
искренности и этим положит верное
основание для развития нравственного
характера человека. При изучении
человека и условий его образования
всего глубже складывается убеждение,
насколько сильно влияют не слова, а
действия близких лиц на
развивающегося ребенка, и насколько
любовь к труду, работа и правдивость
воспитателя содействуют
нравственному развитию ребенка...
Вследствие
недостатка внимания, а главное
вследствие незнания обыкновенно
спешат допустить существование
врожденных дурных наклонностей,
красноречиво толкуют о "неисправимо
испорченных" детях, точно эта
испорченность явилась сама по себе и
за нее ответствен сам ребенок! Влияние
руководства взрослых как-то всегда
остается в тени; и верить не хотят, что
"испорченность" ребенка
школьного или дошкольного возраста
есть результат системы воспитания, за
которую расплачивается все-таки один
воспитанник. В громадном большинстве
случаев не прирожденная тупость (нравственная
или умственная) ребенка, а
педагогические ошибки подготовляют
ребенку горькую будущность, оставляя
на его личных проявлениях и привычках
неизгладимые следы нравственной
порчи: умственного бессилия.
Кому не известно, что
все дело воспитания (и в семье, и в
школе) зачастую сводится к тому, что
ребенка нужно "учить", причем под
словом "учить" нередко
подразумевают: "взыскать", "наказать",
"пригрозить" и т.д. Да иначе и быть
не может, пока будут поступать
совершенно слепо, по рутине, не
отдавая себе отчета в каждом шаге;
если не "познать себя", не
приучиться связывать причину со
следствием, то рутинные
педагогические приемы
принудительного характера по-прежнему
будут царить в стенах школы, как и в
семейном быту...
Обыкновенно
предполагают, что ребенка можно и
обмануть: ведь он глуп, не разберет; а
между тем различие правды и неправды у
него слагается именно таким образом,
что он приучается проверять слышанное
им видимым и осязаемым. Если ему
говорят, что "мамы нет дома", а он
случайно увидит ее, то он при первом
удобном случае, если ему что не
понравится, заявит, что его самого нет
дома. Чем чаще его обманывают и чем
более он встречает в семье
несоответствие слова с делом, тем
менее выясняются для него признаки
правды и тем легче он начинает
говорить только то, что ему выгоднее.
Необходимо твердо помнить, что
ребенок первоначально только и знает
впечатления, получаемые органами его
чувств, он только им и повинуется и
действует исключительно на основании
этих чисто реальных впечатлений; он
непременно делает только то, что ему
приятно, и избегает всего, что ему в
каком-либо отношении неприятно. От
ребенка имеют обыкновение все
скрывать, но, если он видит, что
окружающие пользуются чем-нибудь, а
ему не дают, то и он при первом, же
удобном случае непременно присвоит
интересную для него вещь, раз она
плохо лежит, и затем во всяком
подобном случае не преминет повторить
то же самое. Будучи пойман в своих
проступках и за это наказан, он, опять
же на опыте, видит, что необходимо быть
осторожнее и что выгоднее
пользоваться всяким случаем так,
чтобы этого не видели и не знали; он
старается быть умником и пользуется
удобными случаями уже осторожнее,
более скрытно. Наказание не может
выяснить ему объективных признаков
правды, оно только покажет ему, что не
попадаться - добро, а попадаться - зло и,
имея возможность сделать кому-нибудь
зло, он именно так и поступит, как с ним
поступали при наказании.
...Кроме простого,
всегда искреннего и правдивого слова,
не могут быть допущены ни в семье, ни в
школе никакие поощрения, никакие
наказания. Обыкновенно приучают
ребенка к искусственному
прибавочному раздражению с самого
появления его на свет и этим
содействуют понижению его
впечатлительности и препятствуют
нормальному ходу его развития.
Младенца носят на руках, его качают,
усыпляют различными однообразными
напевами, его целуют, подделываются
под произносимые им звуки, - все это
оказывается искусственными
раздражителями. Когда после всего
этого начинается ученье, ребенок
оказывается вялым, апатичным, ленивым;
на него жалуются за безучастность его
к занятиям, между тем как все сделано,
чтобы именно понизить его
жизнедеятельность, чтобы сделать его
апатичным и вялым. Чтобы возбудить его
к учению, опять прибегают к
искусственным возбудителям в виде
похвалы, отметок, подарков и наград.
Развившаяся при таких условиях апатия
вызывает у молодого человека погоню
за переменой впечатлений;
кондитерская оказывается преддверием
к винному погребку и кутежам точно так
же, как отметки и поощрения развивают
стремление к различным спортивным или
карточным играм и т.п. Человека заедает
нестерпимая скука, он готов
насладиться всякой травлей и грубым
чувственным развлечением, чтобы
только заглушить угнетающее его
чувствование. У него нет внутренней
жизни, он не возбуждается мыслью и не
занят умственным своим
совершенствованием. Молодого
человека укоряют за его грубый и
развращенный нрав, совершенно упуская
из виду причины, содействовавшие его
развитию, забывают, что только условия
его семейной и школьной жизни могли
способствовать развитию тех типичных
явлений, которые у него наблюдаются,
что ими убита идейная жизнь и развиты
одни животные проявления...
Значение привычек,
приобретенных в раннем возрасте,
громадно, отделаться от них
впоследствии очень трудно, а иногда и
не под силу взрослому. При нормальных
условиях развития ребенка, когда его
не ограничивают постоянными
регламентациями, он всегда отличается
наблюдательностью, причем сейчас же
повторяет подмеченное им действие и
затем уже рассуждает над ним. Это
самый выгодный способ развития
ребенка, который необходимо
поддерживать; при этом ребенок более
всего останавливается над теми
явлениями, которые ему доступны. Он
сам их подмечает, они ему не навязаны,
соответствуют его силам и
способностям, и поэтому он легче их
усваивает. В ребенке нельзя
искусственно развить
наблюдательность, можно только
устранить всякие сильные влияния,
которые могли бы понизить его
впечатлительность; кроме того, можно
еще содействовать постепенному
видоизменению материала,
необходимого для его образования. При
всяком искусственном способе,
применяемом для возбуждения
наблюдательности ребенка, недостает
первого момента, и именно: он не сам
наталкивается на новые явления, а его
внимание останавливают на тех
явлениях, с которыми хотят его
познакомить. В таком случае легко
впасть в ошибку при оценке сил ребенка
и его подготовки, между тем как всякое
такое несоответствие приводит к тому,
что ребенок недостаточно усваивает
воспринимаемое... Вслед за наблюдением
ребенок повторяет то, что произвело на
него более сильное впечатление; этим
повторением он приучается к различным
приемам, употребляемым в обыденной
жизни. При искусственном же
приучивании к таким приемам и
действиям ребенок не сам выбирает
производимое им действие, а имитирует
требуемое от него: понятно, что и здесь
такие требования могут не
соответствовать степени физического
развития ребенка и уменью его
производить такие действия...
После наблюдения и
повторения наблюдаемого ребенок
обыкновенно охотно рассуждает над
значением воспринятого и
повторенного им; это драгоценное
качество главным образом и
содействует его образованию, а также
ограничению произвола его действий и
выяснению личных качеств человека.
Обыкновенно находят, что ребенок
должен только исполнять обращенные к
нему требования, что он должен
набирать материал и знания для
будущей своей деятельности. С этим
никак нельзя согласиться на основании
следующего психологического
положения: смотря по тому, каким
образом человек относится к каким-либо
явлениям при первой встрече с ними,
соответственно этому, скорее всего, он
будет к ним относиться и впоследствии.
Если он в раннем возрасте не приучился
рассуждать над своими впечатлениями и
действиями, то он впоследствии очень
трудно к этому привыкает. Набором
знаний он развивает свою память,
которую до того изощряет упражнением,
что ему легче всего все воспринимать
этой умственной способностью; он не
привык и не умеет рассуждать, у него
знания остаются сырым материалом,
который не переварен рассуждением.
Без анализа и рассуждения, без
проверки своими действиями ребенок
лично не знакомится с качествами
воспринимаемого, он поэтому сам не в
состоянии выводить общих положений,
не в состоянии составить общего
образа; у него нет общих понятий, он
знает, но не понимает. Поэтому
самостоятельно видоизменить свои
действия он не в состоянии и только
повторяет то, что знает, что слышал,
что вычитал из книги; у него нет
личного характера, а для развития
нравственного характера нет условий.