VitaSana®

            Детская комната

Дизайн      Цветопсихология    Фэн-Шуй    Общие рекомендации   Комната Сна   Главная

English version   Gerart Studio   VitaSana   Новости  Ссылки

Wellness for kids.. 

Благополучие ребенка...статьи: 

 

Игра в жизни ребенка     Рисуем вместе с ребенком     Общие условия воспитания   

 Цветовые предпочтения детского возраста (из научной монографии психолога)    

Цвет в Детской

мастер-класс VitaSana "Интерьер Благополучия" 

в проекте "Идеальный Дом"на фестивале

журнала SEASONS

 

выступление Элен Гера:

"Детская комната: выбор цвета и форм. 

Значения цвета для гармоничного развития ребенка"

 

Спасибо Миле за прекрасные советы и напоминание о сезоне удивительно полезного и просто красивого овоща, тыквы. Что качается меня, я очень люблю тыкву, не только за ее полезные свойства.  Что касается вкуса, уже было сказано «вы просто не умеете их готовить». Тыкву я люблю еще за ее необыкновенно солнечный цвет, который напоминает о лете в течение всей холодной зимы. Тыква прекрасный декоративный элемент на фоне зимнего пейзажа. 

 

Я сказала солнечный цвет. Что касается цвета, мы так или иначе связываем цвета с эмоциями, «синий чулок», «платье веселенького цвета – и мы представляем нечто салатово-голубенько-розовенькое в мелкий цветочек», строгий черный, белоснежный – белый, холодные тона, теплые тона...........она одета безвкусно, что означает неприятие нами данных сочетаний, в этом, с нашей точки зрения, диссонансе выбранных ею цветоформ,  она чувствует весьма гармонично, они являются дополняющей созвучной нотой ее внутреннему лейтмотиву. .чуждые нашим гимнам...... 

цветом мы передаем эмоции, цвет эмоции вызывает...

 

 В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Пример, картины в разных цветах и воспринимаются совершенно по-разному. Например, перед нами здесь предстает смешение светлых тональностей разных цветов. В этой картине мы можем отличить оттенки цвета, и она не кажется бледной. 

 

 

Теперь посмотрим на другую. Она покажется нам весьма мрачной, даже излишне затемненной. Но стоит глазу привыкнуть, как мы уже будет отличать оттенки.... и перед нами предстанут синеватые, голубоватые штрихи и пятна. Глаз перестроился на другую гамму, а после черной первая картина будет выглядеть совсем бледной. Как пример я взяла абстрактную живопись, в которой нет цветоформ с закрепленными ассоциациями (похоже на апельсин - апельсин)...

 

 

 В этой картине напряжение, выраженное цветоформами, эти же цветоформы передают эту информацию нам, зрителям.... Поднимите руки кому эта картина нравится..... а кому очень нравиться ...

 

Итак, как я и предполагала: 1/3 равнодушна, 2/3 зала картина нравиться и 10 % находят ее очень привлекательной.

С точки зрения психологии эта картина очень интересна, но сегодня она послужит нам примером в важной для многих теме.

 

В Мастер-классе я затрону проблематику выбора цвета для детской.  Расскажу о цветовых предпочтениях детей и взрослых. В каких цветах нуждается наш ребенок и дам рекомендации. Если останется время,  приведу краткие характеристики основных цветов и буду рада ответить на Ваши вопросы.

 

.... И.В. Гете  писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции».  Свое «учение о цвете» Гете ценил более своих гениальных стихотворных произведений.  Характеристики основных цветов и их сочетаний, данные этим немецким гением в 17 в. Не теряют актуальности и по ныне. Но хотя о взаимодействиях человека и цвета писал еще Гете, и уже более 100  лет идут активные научные исследования цветовосприятия и  психологического воздействия цвета на человека, роль  окружающего нас цвета почему-то недооценивается.

 

Научно

Когда-то цвета считались, чуть ли не божествами, но объективная наука доказала, что цвет — лишь субъективное ощущение, возникающее при воздействии на зрительный анализатор электромагнитной волны определенной длины. Оно объективно зависит от характеристик преломления, отражения и поглощения световых волн тех сред и поверхностей предметов, которые находятся между источником излучения и глазом человека, а также в поле его зрения. Субъективно человек может цвета не ощущать (цветовая слепота), либо воспринимать их искаженно (дальтонизм). Объективные аспекты цветового зрения изучаются физической оптикой, субъективные — физиологической и психологией цветового восприятия.

 

Психология цвета. Ее предметом являются взаимосвязи цвета и психики. В сферу ее интересов входят влияние цвета на психическую деятельность человека, объективация посредством цвета психических процессов и состояний, цветовая психодиагностика и т.д.

 

Женщина в белом или в красном, или в черном. Фигура полней, вызывающей, строже, стройней.....Теплее... Холоднее...Приятно....Неприятно....Все помнят как влияет цвет на восприятие фигуры и какие эмоции может вызвать...

Ведь наши предпочтения и потребности цвета отличны.

 

Не все нашли картину приятной. Для кого-то цвета слишком яркие или просто неприемлемое для глаз сочетание.....Если копать глубже то контрастность цветов на картине созвучна накалу внутренних противоречий, или иными словами состоянию стресса с необходимостью, а в случае 10 %  - назревающих перемен.

 

 Тогда, что мы можем сказать о цветовых потребностях взрослого и ребенка. Они явно отличны..... Взрослому приходится постоянно сталкиваться с  весьма агрессивной окружающей средой Большого Города, переносить множество больших и малых стрессов, испытывать большую психическую нагрузку от постоянно меняющегося информационного поля...что формирует потребность в тишине, покое и отдыхе, а некоторые цветовые предпочтения напрямую выражают болезненное состояние души или тела...

 

Но, почему же когда дело доходит до выбора за другого человека, за самого дорогого человечка, нашего ребенка....мы забываем о потребностях нашего ребенка и зачастую удовлетворяем свои....

 

 "Детская комната: выбор цвета и форм. Значения цвета для гармоничного развития ребенка"

К нам в художественную мастерскую обратилась беременная женщина с заказом росписи и оформления детской для ее будущего малыша. Но выбор она делала согласно ее представлениям о комфорте...

Как бы вы окрасили комнату?

 

Итак, ее предпочтения:

Цвет натурального темного дерева, белый потолок, голубое белье и одежда мальчугана, стена , на которой, по ее задумке, должны быть нарисован лес и веселые герои мультфильма про Винипуха. Вы помните цвета героев?

 

Темно-коричневый Вини, Серый Ослик,......очень даже милые для нас,  ассоциирующих данные цветоформы с забавными героями остроумного популярного любимого мультика.  

Теперь, посмотрим на все это глазами ребенка: что он увидит, когда откроет глазки:  много темно-коричневого,  коричневый с голубым, непонятные формы темного или грязного  цвета  на стене. Только представьте себе..... Как Вам нравиться? Настоящий депрессивный кошмар!  Определенно,  кошмар!

 

Данные многочисленных исследований цветовых детских предпочтений, проводившихся с конца позапрошлого века в разных странах, говорят о стабильных предпочтении чистых активных цветов.  Темные же цвета ребенок ассоциирует с нечто плохим, грязным, нехорошим...  

Научные данные:

В 70 е. Американские ученые после длительного ряда экспериментов и наблюдений делают вывод (Р. Франсе в «Психологии эстетики», а также М. Сент-Джордж и В. Уолтон ) о «врожденности цветовых предпочтений детей». По их данным, дети в возрасте до 1 года независимо от национальности и места проживания обнаруживают одинаковые цветовые предпочтения:

 красный, желтый и оранжевый они предпочитают синему, зеленому и фиолетовому.

Исследование детского творчества показывает, то дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый». »). Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д. Мрачные, холодные, темные тона используются детьми (особенно до 5-ти лет) только в тех случаях, когда взрослый просит их нарисовать нечто нелюбимое и неприятное для ребенка.  И не следует ругать малыша за искажение реальности... он просто посредством цвета передает свое отношение к окружающему миру и так общается с ним. Дети разных национальностей прекрасно понимают заданный далеким сверстником .смысл картинки...

Прошу обратить Ваше внимание. Мрачные, холодные, темные тона  есть нечто нелюбимое и неприятное для ребенка

Почему же для мамы приятны цвета, которые в будущем будут ребенком отрицаться. Все очень просто. Данная комбинация предпочтения соответствует ее эмоционально-физическому настрою:

То, что беременная женщина отдала предпочтение коричневому, - естественная закономерность.  Цвет, рожденный равноценным соединением зеленого и красного, суммирует и характеристики базовых цветов. В этом цвете нарастающая усталость с потребностью отдыха граничит с возбужденным ожиданием разрядки, результат которой непредсказуем... (подробнее, я остановлюсь далее...)

цветовые коды эмоции известного теста Люшера

«страха»  (черный),

«грусти» (серый, синий, черный),

 «утомление» (серый, черный и коричневый)

Первые три эмоции из этого списка связаны с пассивно-оборонительным поведением и фрустрацией потребности. Это объясняет примерное сходство цветовой семантики данных эмоций (для всех существенное значение играет черный цвет).

«радости» (красный и желтый)

Эмоция радости, отражающая факт удовлетворения потребности (или его предвосхищение), то есть, психофизиологически и психологически противостоящая первым трем, и в своем цветовом выражении противоположна отрицательным переживаниям.

 

Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973), изучая цветовые симпатии людей в зависимости от их пола и возраста, выявили,

 что дети от 4-х до 10 лет отдают предпочтение красному, желтому, пурпурному, розовому и бирюзовому

и отвергают черный, темно-коричневый и серый. Цветовые предпочтения детей авторы связывают с индивидуальными особенностями. «Очень живой и несобранный ребенок проявляет определенный интерес к красному; ребенок, склонный к фантазии, мечтательности, с открытой душой, но еще неспособный к самостоятельным действиям из всех цветов использует при рисовании, главным образом, желтый» Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается.

При обосновании своего цветового выбора дети не опираются на предметные ассоциации цвета, а исходят из впечатления, производимого на них тем или иным цветовым стимулом. Яркие цвета их радуют и привлекают, взгляд ребенка сам тянется за таким цветом. Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно. Основатель Вальдорфской школы педагогики Рудольф Штейнер советовал воспитателям использовать красный цвет для успокоения ребенка трех-четырех лет.

 

 Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, — мышление. Речь не об информационной, а — энергетической стороне цветового воздействия, и тем самым, не о содержании мыслительного процесса, а о его динамических, энергетических характеристиках. С этой точки зрения, мышление предстает и перед самим субъектом мышления, и перед внешним наблюдателем (экспериментатором), не как последовательность целенаправленных ассоциаций, суждений, умозаключений и т.п., а как особого рода психическое напряжение, оканчивающееся в случае нахождения решения удовлетворяющей субъекта разрядкой.


Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом — школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками. Дети хорошо учатся и играют в комнатах, где стены светлых чистых тонов.

Факты исследований дают основание считать, что нервная система здорового ребенка действительно объективно нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно)  

яркие, светлые оттенки оказывают на Центральную нервную систему (ЦНС) влияние, без которого она обойтись не может.

Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития, и по аналогии с явлением авитаминоза, цветовое голодание может привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической деятельности ребенка. Цвет, как энергия, необходим для поддержания тонуса Центральной нервной системы. Известны случаи так называемого «цветового голодания», когда при цветовой бедности окружающего пейзажа и обстановки развивались симптомы астенизации (развитие признаков нервной слабости, бессилия, быстрой утомляемости). У детей, длительное время проживающих в условиях «цветового голодания», отмечаются даже задержки интеллектуального развития. (В.Е. Демидов — 1987).


В этой связи, можно предположить, что так называемые. «ночные страхи» детей младшего школьного возраста, при которых ребенок не может заснуть в темной комнате из-за страха перед ее чернотой и требует приоткрыть дверь или зажечь свет, связаны, кроме всего прочего, и с «цветовой (световой) депривацией». Страх ребенка, тем самым, отражает фрустрацию, возможно, обостренной потребности в цветовом воздействии на его ЦНС

 

Итак, возвращаясь к детской комнате мы обязательно должны сделать выбор, соответствующие потребностям нашего ребенка и особенностям его возраста, личности, его жизни. 

Мои рекомендации

Исходите из потребностей своего ребенка

чистые цвета, высококачественные краски, гарантирующие стойкий чистый колорит. Мягкие тональности цвета стен и предметов. Разграничение зоны отдыха и игр. Разные цветовые акценты и гамма  игровой и зоны отдыха. Присутствие всего цветного спектра для полноценного развития ребенка. Цвета Радуги – идеальный вариант. Для игровой зоны больше ярких пятен, сложных форм и конструкций, в спальне ничего не должно отвлекать ребенка от его физиологической потребности сна. Мягкие пастэльные тона окружения. Если комната темная – то тональность лучше сделать светлей и теплей, и наоборот.

В создании интерьера Благополучия мы учитываем также Фэн-Шуй в  выборе главенствующей гаммы ( благоприятного цвета) и материала по  первоэлементу году рождения, а также в выборе пространств обитания мы прибегаем к Фэн-Шуй..

Выбор который мы совершаем для нашего ребенка, должен, прежде всего соответствовать его потребностям  ибо выбор, который вы делаете за него, влияет на формирование его личности и его будущего.

Посей действие – родится привычка, из привычек родится судьба....

Поэтому будьте особенно осмотрительны в действиях, затрагивающих будущее ваших детей.  

Мы же очень хотим, чтобы они были здоровы и счастливы,

 и были в здоровом окружении

 Поэтому, пусть каждый из нас будет бдителен  в словах, действиях, поступках по отношению к своему ребенку.

Вопросы аудитории и ответы:

  • какие цвета вы бы порекомендовали ребенку 6 лет?

  • Ребенок в этом возрасте может уже оценить, что ему определенно нравится, а что нет. Уже было сказано, что зону сна надо ограничивать от зоны игр и учебы как  по цвету, так и по деталям интерьера. Ребенок не должен отвлекаться на посторонние предметы в зоне сна, а тональность цвета лучше подбирать по комнате (светлая она или темная, просторная или маленькая). Как я уже говорила, использовать лучше весь спектр, но чистые, светлые, яркие тона должны быть превалирующими. Больше ярких пятен (спектр радуги) и сложных конструкций в игровой, превалирующий мягкий светлый желтый в пространстве для занятий, и более спокойные зеленовато-голубые тона уголка сна с минимум посторонних предметов. 

  •  Хорошее ли сочетание для девочки 9 лет зеленое с розовым? 

  • Зеленый цвет плохо сочетается с другими цветами, хотя все зависит от оттенков... А что касается Вашей девочки, то почему ее не спросить, ей же приходится облачаться в эти цвета, они должны соответствовать ее выбору, а Вы или психолог по ее выбору можете ее корректировать. Как я уже заметила,  выбираемые цветовые сочетания являются продолжением, дополнительной нотой к нашему внутреннему лейтмотиву, может быть как стабилизирующей, так и созвучной, все зависит от того, какая сила в системе перевешивает, тяготеющая к равновесию или к дисбалансу.

  • Подростки-мальчишки часто предпочитают черный цвет. Почему?

  • Первое, конечно, практичность и универсальность черного цвета. Это знают все. Но дело еще и не в этом. 

    черное и белое. Два полюса, два глубоко символичных цвета, две крайности, но в сочетании они, 

    подчеркивая и оттеняя друг друга, дают изысканную классику. Оба цвета элегантны, "универсальны" и 

    никогда не выходят из моды. Можно сказать, что они вне моды.

    Черный - если выбор хроматических цветов отражает отношение субъекта к различным эмоциональным сферам, то предпочтение ахроматических (белого, серого, черного) показывает скорее вегетативный тонус и общий психоэнергетический уровень, на котором находится человек. Выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя. Черный цвет выражает идею ничто, ничто как абсолютный отказ, как смерть или как нет в боевом протесте. В европейской культуре цвет траура. Как я уже заметила, что дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается.

  • Какие свойства черного в интерьере?

  • Черный - все наверно помнят популярную в детстве поговорку «В черном-черном лесу стоит черный-черный дом, в этом черном-черном...» нагоняющую страх на слушателя и создающую одним словом мрачно-подавленное настроение...Мрачно нейтральный. Свет поглощающий.  

     

    В смешении с другими цветами, вносит хаос или негатив в их характеристики, за исключением смешения с белым, противоположного по качеству цвета, рождая оттенки серого.. В светлом помещении, где достаточно света , черный сделает выразительнее любой другой цвет, но при условии, что в помещении достаточно света....... 

     

    Интересен и продукт смешения белого и черного - серый цвет. Все знают выражение "Серая Мышка".

    Серый - свободен от каких-либо психологических тенденций - это нейтралитет, граница, отделяющая человека от каких-либо переживаний. Часто серый цвет оказывается предпочитаемым при сильных переутомлениях как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира, или как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир.

    Белый - будучи добавленным в другой цвет, размывает характеристики цвета, как бы нивелирует его свойства, делает их мягче. Пример, розовый, голубой, светло-зеленый...

 смотри далее:  цвета в интерьере - общие рекомендации

Выбирая цвет определите сочетания, которые Вам нравятся, посоветуйтесь с  психологом и колористом, или обратитесь к нам за консультацией. Мы подберем Вам необходимые Вам цвета для достижения той или иной задачи, рекомендуем благоприятный материал, рассчитанный по Фэн-Шуй для индивидуума. 

Наш консультант поможет Вам в организации пространства по законам Фэн-Шуй индивидуально  для Вас.

тел. 545 8343

на главную

WEBdesign by  GERARTStudio:.
Copyright © 1999-2005 VEGA Ltd. All rights reserved.
Revised: октября 10, 2007
Используются технологии uCoz