мастер-класс
VitaSana "Интерьер
Благополучия"
в
проекте "Идеальный Дом"на
фестивале
журнала
SEASONS
выступление
Элен Гера:
"Детская
комната: выбор цвета и форм.
Значения
цвета для гармоничного развития
ребенка"
Спасибо
Миле за прекрасные советы и напоминание
о сезоне удивительно полезного и просто
красивого овоща, тыквы. Что качается
меня, я очень люблю тыкву, не только за ее
полезные свойства. Что
касается вкуса, уже было сказано «вы
просто не умеете их готовить». Тыкву я
люблю еще за ее необыкновенно солнечный
цвет, который напоминает о лете в
течение всей холодной зимы. Тыква
прекрасный декоративный элемент на фоне
зимнего пейзажа.
Я
сказала солнечный цвет. Что касается
цвета, мы так или иначе связываем цвета с
эмоциями, «синий чулок», «платье
веселенького цвета – и мы представляем
нечто салатово-голубенько-розовенькое в
мелкий цветочек», строгий черный,
белоснежный – белый, холодные тона,
теплые тона...........она одета безвкусно,
что означает неприятие нами данных
сочетаний, в этом, с нашей точки зрения, диссонансе
выбранных ею цветоформ,
она чувствует весьма гармонично,
они являются дополняющей созвучной
нотой ее внутреннему лейтмотиву. .чуждые
нашим гимнам......
цветом мы передаем
эмоции, цвет эмоции вызывает...
В
«Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет
— продукт света, вызывающий эмоции». Пример,
картины в разных цветах и
воспринимаются совершенно по-разному.
Например, перед нами здесь предстает
смешение светлых тональностей разных
цветов. В этой картине мы можем отличить
оттенки цвета, и она не кажется бледной.
Теперь
посмотрим на другую. Она покажется нам
весьма мрачной, даже излишне
затемненной. Но стоит глазу привыкнуть,
как мы уже будет отличать оттенки.... и
перед нами предстанут синеватые,
голубоватые штрихи и пятна. Глаз
перестроился на другую гамму, а после
черной первая картина будет выглядеть
совсем бледной. Как пример я взяла
абстрактную живопись, в которой нет
цветоформ с закрепленными ассоциациями
(похоже на апельсин - апельсин)...
В
этой картине напряжение,
выраженное цветоформами, эти же
цветоформы передают эту информацию нам,
зрителям.... Поднимите руки кому эта
картина нравится..... а кому очень
нравиться ...
Итак,
как я и предполагала: 1/3 равнодушна, 2/3
зала картина нравиться и 10 % находят ее
очень привлекательной.
С
точки зрения психологии эта картина
очень интересна, но сегодня она послужит
нам примером в важной
для многих теме.
В
Мастер-классе я затрону проблематику
выбора цвета для детской.
Расскажу о цветовых предпочтениях
детей и взрослых. В каких цветах
нуждается наш ребенок и дам
рекомендации. Если останется время, приведу краткие характеристики
основных цветов и буду рада ответить на
Ваши вопросы.
....
И.В. Гете писал:
«цвет — продукт света, вызывающий
эмоции». Свое «учение
о цвете» Гете ценил более своих
гениальных стихотворных произведений.
Характеристики основных цветов и их
сочетаний, данные этим немецким гением в
17 в. Не теряют актуальности и по ныне. Но
хотя о взаимодействиях человека и цвета
писал еще Гете, и уже более 100
лет идут активные научные
исследования цветовосприятия и
психологического воздействия цвета
на человека, роль окружающего
нас цвета почему-то недооценивается.
Научно
Когда-то
цвета считались, чуть ли не
божествами, но объективная наука
доказала, что цвет — лишь
субъективное ощущение, возникающее
при воздействии на зрительный
анализатор электромагнитной волны
определенной длины. Оно объективно
зависит от характеристик
преломления, отражения и поглощения
световых волн тех сред и
поверхностей предметов, которые
находятся между источником
излучения и глазом человека, а также
в поле его зрения. Субъективно
человек может цвета не ощущать (цветовая
слепота), либо воспринимать их
искаженно (дальтонизм). Объективные
аспекты цветового зрения изучаются
физической оптикой, субъективные —
физиологической и психологией
цветового восприятия.
Психология
цвета. Ее предметом являются
взаимосвязи цвета и психики. В сферу
ее интересов входят влияние цвета на
психическую деятельность человека,
объективация посредством цвета
психических процессов и состояний,
цветовая психодиагностика и т.д.
|
Женщина
в белом или в красном, или в черном.
Фигура полней, вызывающей, строже,
стройней.....Теплее... Холоднее...Приятно....Неприятно....Все
помнят как влияет цвет на восприятие
фигуры и какие эмоции может вызвать...
Ведь
наши предпочтения и потребности цвета
отличны.
Не
все нашли картину приятной. Для кого-то
цвета слишком яркие или просто
неприемлемое для глаз сочетание.....Если
копать глубже то контрастность цветов
на картине созвучна накалу внутренних
противоречий, или иными словами
состоянию стресса с необходимостью, а в
случае 10 % - назревающих перемен.
Тогда,
что мы можем сказать о цветовых
потребностях взрослого и ребенка. Они
явно отличны..... Взрослому приходится
постоянно сталкиваться с
весьма агрессивной окружающей
средой Большого Города, переносить
множество больших и малых стрессов,
испытывать большую психическую
нагрузку от постоянно меняющегося
информационного поля...что формирует
потребность в тишине, покое и отдыхе, а
некоторые цветовые предпочтения
напрямую выражают болезненное
состояние души или тела...
Но,
почему же когда дело доходит до выбора
за другого человека, за самого дорогого
человечка, нашего ребенка....мы забываем
о потребностях нашего ребенка и
зачастую удовлетворяем свои....
"Детская комната: выбор
цвета и форм. Значения цвета для
гармоничного развития ребенка"
К
нам в художественную мастерскую
обратилась беременная женщина с заказом
росписи и оформления детской для ее
будущего малыша. Но выбор она делала
согласно ее представлениям о комфорте...
Как
бы вы окрасили комнату?
Итак,
ее предпочтения:
Цвет
натурального темного дерева, белый
потолок, голубое белье и одежда
мальчугана, стена , на которой, по ее
задумке, должны быть нарисован лес и
веселые герои мультфильма про Винипуха. Вы
помните цвета героев?
Темно-коричневый
Вини, Серый Ослик,......очень даже милые
для нас, ассоциирующих данные цветоформы
с забавными героями остроумного
популярного любимого мультика.
Теперь,
посмотрим на все это глазами ребенка:
что он увидит, когда откроет глазки:
много темно-коричневого,
коричневый с голубым, непонятные
формы темного или грязного
цвета на
стене. Только представьте себе..... Как
Вам нравиться? Настоящий депрессивный
кошмар! Определенно,
кошмар!
Данные
многочисленных исследований цветовых
детских предпочтений, проводившихся с
конца позапрошлого века в разных
странах, говорят о стабильных
предпочтении чистых активных цветов. Темные же цвета ребенок
ассоциирует с нечто плохим, грязным,
нехорошим...
Научные
данные:
В
70 е. Американские ученые после
длительного ряда экспериментов и
наблюдений делают вывод (Р.
Франсе в «Психологии эстетики», а также
М. Сент-Джордж и В. Уолтон
) о «врожденности цветовых
предпочтений детей». По их данным, дети в
возрасте до 1 года независимо от
национальности и места проживания
обнаруживают одинаковые цветовые
предпочтения:
красный,
желтый и оранжевый они предпочитают
синему, зеленому и фиолетовому.
Исследование
детского творчества показывает, то
дети дошкольного и младшего школьного
возраста чаще всего используют в своих
рисунках цвета с характеристиками
«яркий», «светлый», «чистый». »). Так
возникают красные и желтые дома,
самолеты, люди, деревья и т.д.
Мрачные, холодные, темные тона
используются детьми (особенно до 5-ти лет)
только в тех случаях, когда взрослый
просит их нарисовать нечто нелюбимое и
неприятное для ребенка.
И не следует ругать малыша за
искажение реальности... он просто
посредством цвета передает свое
отношение к окружающему миру и так
общается с ним. Дети разных
национальностей прекрасно понимают
заданный далеким сверстником .смысл
картинки...
Прошу
обратить Ваше внимание. Мрачные,
холодные, темные тона
есть нечто нелюбимое и неприятное
для ребенка
Почему
же для мамы приятны цвета, которые в
будущем будут ребенком отрицаться. Все
очень просто. Данная комбинация
предпочтения соответствует ее
эмоционально-физическому настрою:
То,
что беременная женщина отдала
предпочтение коричневому, - естественная
закономерность. Цвет,
рожденный равноценным соединением
зеленого и красного, суммирует и характеристики базовых
цветов. В этом
цвете нарастающая усталость с
потребностью отдыха граничит с
возбужденным ожиданием разрядки, результат
которой непредсказуем... (подробнее, я остановлюсь далее...)
цветовые
коды эмоции известного теста Люшера
«страха»
(черный),
«грусти»
(серый, синий, черный),
«утомление» (серый, черный и
коричневый)
|
Первые
три эмоции из
этого списка связаны с пассивно-оборонительным
поведением и фрустрацией
потребности. Это объясняет
примерное сходство цветовой
семантики данных эмоций (для всех
существенное значение играет черный
цвет).
|
«радости»
(красный и желтый)
|
Эмоция
радости, отражающая факт удовлетворения
потребности (или его предвосхищение), то
есть, психофизиологически и
психологически противостоящая первым
трем, и в своем цветовом выражении
противоположна отрицательным
переживаниям.
|
Г.
Фрилинг и К. Ауэр (1973), изучая цветовые
симпатии людей в зависимости от их пола
и возраста, выявили,
что
дети от 4-х до 10 лет отдают предпочтение
красному, желтому, пурпурному, розовому и
бирюзовому
и
отвергают черный, темно-коричневый и
серый. Цветовые предпочтения детей
авторы связывают с индивидуальными
особенностями. «Очень живой и
несобранный ребенок проявляет
определенный интерес к красному;
ребенок, склонный к фантазии,
мечтательности, с открытой душой, но еще
неспособный к самостоятельным
действиям из всех цветов использует при
рисовании, главным образом, желтый» Дети, остро переживающие
отсутствие заботы и любви, часто
используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило,
отвергается.
При обосновании своего цветового выбора
дети не опираются на предметные
ассоциации цвета, а исходят из
впечатления, производимого на них тем
или иным цветовым стимулом. Яркие
цвета их радуют и привлекают, взгляд
ребенка сам тянется за таким цветом.
Причем, следует отметить, что воздействие
красного, желтого и других ярких цветов
не раздражает детей младшего возраста, а
даже успокаивает, позволяет ребенку
чувствовать себя комфортно.
Основатель Вальдорфской школы
педагогики Рудольф Штейнер советовал
воспитателям использовать красный цвет
для успокоения ребенка трех-четырех лет.
Цветовое
воздействие на психический аппарат
человека затрагивает не только его
эмоции и характер, но и познавательные
процессы, и прежде всего, — мышление. Речь
не об информационной, а —
энергетической стороне цветового
воздействия, и тем самым, не о содержании
мыслительного процесса, а о его
динамических, энергетических
характеристиках. С этой точки зрения,
мышление предстает и перед самим
субъектом мышления, и перед внешним
наблюдателем (экспериментатором), не как
последовательность целенаправленных
ассоциаций, суждений, умозаключений и т.п.,
а как особого рода психическое
напряжение, оканчивающееся в случае
нахождения решения удовлетворяющей
субъекта разрядкой.
Эмпирические наблюдения
показывают, что в различных цветовых
средах, человеку «думается» по-разному:
цветовое воздействие может, либо
препятствовать, либо способствовать
решению задачи. Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973)
не рекомендуют производить окраску
темными, «холодными» тонами тех
помещений, в которых люди занимаются
умственным трудом — школьных классов,
студенческих аудиторий, научных отделов,
лабораторий и т.п. Подобные
цвета вызывают торможение и снижают
эффективность умственной деятельности.
Это касается не только стен, потолка или
пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной
стороны» улучшают мыслительную
деятельность, повышают ее
продуктивность. В представлениях
испытуемых успешное решение задачи
ассоциируется с яркими, светлыми
оттенками. Дети
хорошо учатся и играют в комнатах, где
стены светлых чистых тонов.
Факты
исследований дают основание считать,
что нервная система здорового ребенка
действительно объективно нуждается в
энергетическом воздействии
длинноволновой части спектра (преимущественно)
яркие, светлые оттенки
оказывают на Центральную нервную
систему (ЦНС) влияние, без которого она
обойтись не может.
Цвета
можно сравнить с витаминами,
необходимыми ребенку для своего роста и
развития, и по аналогии с явлением
авитаминоза, цветовое голодание может
привести к задержкам и искажениям
нормального хода развития нервно-психической
деятельности ребенка. Цвет, как энергия,
необходим для поддержания тонуса
Центральной нервной системы. Известны
случаи так называемого «цветового
голодания», когда при цветовой бедности
окружающего пейзажа и обстановки
развивались симптомы астенизации (развитие
признаков нервной слабости, бессилия,
быстрой утомляемости). У детей,
длительное время проживающих в условиях
«цветового голодания», отмечаются даже
задержки интеллектуального развития. (В.Е.
Демидов — 1987).
В этой
связи, можно предположить, что так
называемые. «ночные страхи» детей
младшего школьного возраста, при
которых ребенок не может заснуть в
темной комнате из-за страха перед ее
чернотой и требует приоткрыть дверь или
зажечь свет, связаны, кроме всего
прочего, и с «цветовой (световой)
депривацией». Страх ребенка, тем самым,
отражает фрустрацию, возможно,
обостренной потребности в цветовом
воздействии на его ЦНС
Итак,
возвращаясь к детской комнате мы
обязательно должны сделать выбор,
соответствующие потребностям нашего
ребенка и особенностям его возраста,
личности, его жизни.
Мои
рекомендации
Исходите
из потребностей своего ребенка
чистые
цвета, высококачественные краски,
гарантирующие стойкий чистый колорит.
Мягкие тональности цвета стен и
предметов. Разграничение зоны отдыха и
игр. Разные цветовые акценты и гамма
игровой и зоны отдыха. Присутствие
всего цветного спектра для полноценного
развития ребенка. Цвета Радуги –
идеальный вариант. Для игровой зоны
больше ярких пятен, сложных форм и
конструкций, в спальне ничего не должно
отвлекать ребенка от его
физиологической потребности сна. Мягкие
пастэльные тона окружения. Если комната
темная – то тональность лучше сделать
светлей и теплей, и наоборот.
В
создании интерьера Благополучия мы
учитываем также Фэн-Шуй в
выборе главенствующей гаммы (
благоприятного цвета) и материала по первоэлементу
году рождения, а также в выборе
пространств обитания мы прибегаем к Фэн-Шуй..
Выбор
который мы
совершаем для нашего ребенка, должен,
прежде всего соответствовать его
потребностям ибо
выбор,
который вы делаете за него,
влияет на формирование его личности и
его будущего.
Посей
действие – родится привычка, из
привычек родится судьба....
Поэтому
будьте особенно осмотрительны в
действиях, затрагивающих будущее ваших
детей.
Мы
же очень хотим, чтобы они были здоровы и
счастливы,
и были в здоровом окружении
Поэтому,
пусть каждый из нас будет бдителен
в словах, действиях, поступках по
отношению к своему ребенку.
Вопросы аудитории и
ответы:
-
какие цвета вы бы
порекомендовали ребенку 6 лет?
-
Ребенок в этом возрасте может
уже оценить, что ему определенно
нравится, а что нет. Уже было сказано,
что зону сна надо ограничивать от зоны
игр и учебы как по цвету, так и по
деталям интерьера. Ребенок не должен
отвлекаться на посторонние предметы в
зоне сна, а тональность цвета лучше
подбирать по комнате (светлая она или
темная, просторная или маленькая). Как
я уже говорила, использовать лучше
весь спектр, но чистые, светлые, яркие
тона должны быть превалирующими.
Больше ярких пятен (спектр радуги) и сложных
конструкций в игровой, превалирующий
мягкий светлый желтый в пространстве для занятий, и более спокойные
зеленовато-голубые тона уголка сна с
минимум посторонних предметов.
-
Хорошее ли сочетание
для девочки 9 лет зеленое с розовым?
-
Зеленый цвет
плохо сочетается с другими цветами,
хотя все зависит от оттенков... А что
касается Вашей девочки, то почему ее
не спросить, ей же приходится
облачаться в эти цвета, они должны
соответствовать ее выбору, а Вы или
психолог по ее выбору можете ее
корректировать. Как я уже заметила,
выбираемые цветовые сочетания
являются продолжением,
дополнительной нотой к нашему
внутреннему лейтмотиву, может быть
как стабилизирующей, так и созвучной,
все зависит от того, какая сила в
системе перевешивает, тяготеющая к
равновесию или к дисбалансу.
-
Подростки-мальчишки часто предпочитают черный
цвет. Почему?
-
Первое,
конечно, практичность и
универсальность черного цвета. Это
знают все. Но дело еще и не в этом.
черное и белое. Два полюса,
два глубоко символичных цвета, две
крайности, но в сочетании они,
подчеркивая и
оттеняя друг друга, дают изысканную
классику. Оба цвета элегантны, "универсальны"
и
никогда не
выходят из моды. Можно сказать, что они
вне моды.
Черный - если выбор хроматических цветов
отражает отношение субъекта к
различным эмоциональным сферам, то
предпочтение ахроматических (белого,
серого, черного) показывает скорее
вегетативный тонус и общий
психоэнергетический уровень, на
котором находится человек. Выбор
черного свидетельствует о наличии некоего
кризисного состояния и характеризует
агрессивное неприятие мира или себя.
Черный цвет выражает идею ничто, ничто
как абсолютный отказ, как смерть или
как нет в боевом протесте. В
европейской культуре цвет траура. Как
я уже заметила, что дети, остро
переживающие отсутствие заботы и
любви, часто используют черную
штриховку в рисунке.
В норме черный цвет, как правило,
отвергается.
-
Какие
свойства черного в интерьере?
-
Черный
- все
наверно помнят популярную в детстве
поговорку «В черном-черном лесу стоит
черный-черный дом, в этом черном-черном...»
нагоняющую страх на слушателя и
создающую одним словом мрачно-подавленное
настроение...Мрачно нейтральный.
Свет поглощающий.
В
смешении с другими цветами, вносит
хаос или негатив в их характеристики,
за исключением смешения с белым,
противоположного по качеству цвета,
рождая оттенки серого.. В светлом
помещении, где достаточно света
, черный сделает выразительнее
любой другой цвет, но при условии, что
в помещении достаточно света.......
Интересен
и продукт смешения белого и черного -
серый цвет. Все знают выражение "Серая
Мышка".
Серый - свободен от каких-либо
психологических тенденций - это
нейтралитет, граница, отделяющая
человека от каких-либо переживаний.
Часто серый цвет оказывается
предпочитаемым при сильных
переутомлениях как барьер,
отгораживающий от раздражителей
внешнего мира, или как средство защиты
от проникновения другого во внутренний
мир. Белый
- будучи добавленным в другой цвет,
размывает характеристики цвета, как
бы нивелирует его свойства, делает их
мягче. Пример, розовый, голубой, светло-зеленый...
|