В
последние десятилетия ХХ века
значительно возрос интерес к ребенку
как к формирующейся личности.
Современное общество все более стало
волновать проблемы не только
умственного и физического развития
детей, но и вопрос психического
здоровья будущего поколения.
В связи с этим
следует отметить исследования
зарубежных и отечественных
психологов, которые подтверждают,
что основы поведения, "стиль жизни"
человека закладываются в самом
раннем детстве. Окружающий мир,
обладающий изначальной
противоречивостью, накладывает свой
отпечаток на психику ребенка,
которая в свою очередь является его
малым отражением.
Общество налагает на
человека определенные обязанности,
которые оказывают влияние на нормы и
формы жизни.
Будучи зависим от
помощи общества, каждый ребенок
оказывается лицом к лицу с миром,
который дает и берет, который требует
адаптации к себе, но в то же время
удовлетворяет жизненные потребности
ребенка. Удовлетворению инстинктов
ребенка мешают препятствия,
столкновения с которыми болезненно.
Можно сказать, что его психика
рождается в тех ситуациях детства,
которые требуют интеграции для того,
чтобы обеспечить возможность
нормальной жизни.
Таким образом, в силу
своей неопытности, душа ребенка
вынуждена находиться в состоянии
выбора наиболее приемлемых для него
способов взаимодействия с
окружающим миром. Подобный выбор
всегда подразумевает внутреннюю
борьбу, конфликт мотивов, желаний,
интересов, на неосознаваемом и
осознаваемом уровнях, с целью
устранения болезненных, мешающих
нормальному развитию, противоречий.
Проблемой
возникновения внутренних конфликтов
интересовались многие исследователи
психики человека (К.Маслоу, К.Левин, Д.Скинер,
Н.Миллер, В.Н.Мясищев, А.И.Захаров и т.д.)
Но наиболее полную характеристику
развития детской психики, исходя из
присущей ей конфликтности, дали
такие известные психологи, как З.Фрейд,
К.Г.Юнг, А.Адлер, К.Хорни. В данных
теориях основу внутриличностного
конфликта составляет категория
противоречия, внутренней борьбы и
понятие психологической защиты (преодоление
конфликта), вследствие чего его
протекание связано с негативными
переживаниями.
Многие авторы
склонны видеть причину конфликтов в
неблагоприятных жизненных ситуациях,
в которых происходит формирование
личности детей; в несоответствии
отношения родителей к
психофизиологическим возможностям и
личностным особенностям детей, что в
свою очередь является постоянным
источником психического напряжения
и может привести к психической
деформации, к личностному развитию
по линии невротизации.
Неврозы у детей -
самый распространенный вид нервно-психической
патологии. Как психогенные
заболевания формирующейся личности,
неврозы в аффективно-заостренной
форме отражают многие проблемы
человеческих отношений, прежде всего
понимания и общения между людьми,
поиска своего "я", оптимальных
путей самовыражения,
самоутверждения, признания и любви.
Первоначально неврозы представляют
эмоциональное расстройство,
возникающее преимущественно в
условиях нарушенных отношений в
семье. Увеличение числа неврозов у
взрослых, прежде всего у родителей,
сказывается на увеличении числа
неврозов у детей, порождая
своеобразный замкнутый круг,
разорвать который можно только
одновременным оказанием эффективной
и доступной психотерапевтической и
психопрофилактической помощи всем
его участникам.
Наметим некоторые
пути, по которым может вестись
психотерапевтическая работа,
связанная с решением
внутриличностных конфликтов детей.
Форма метафоры, в
которой созданы сказки, наиболее
доступна для восприятия ребенка. Это
делает ее привлекательной для работы,
направленной на коррекцию, обучение
и развитие.
Под
сказкотерапевтической коррекцией
понимается систематическое усиление
потенциальности и творческих
способностей человека, за счет
которого происходит преодоление
проблемных элементов.
Сказкотерапевтическая коррекция
исключает директивное изменение
негативных форм поведения. Вместо
этого предлагается принцип "расширения
спектра альтернативных реакций".
То есть человеку в сказочной форме
предлагается множество моделей
поведения в различных ситуациях и
предоставляется возможность
проиграть, "прожить" как можно
больше этих моделей. Опыт показывает,
что чем больше у человека арсенал
возможных реакций, моделей поведения,
тем лучше он адаптирован к условиям
окружающего мира.
Наблюдения Д.Пеннебакер
и соавторов о том, что литературная
деятельность помогает преодолеть
последствия психических травм, в
какой-то мере справедливы и в
отношении изобразительного
искусства.
Изобразительное
творчество позволяет достичь
состояния психологического комфорта,
при этом художник превращается в "зрителя".
Независимо от того, занимается
ребенок литературным творчеством,
рисует или рассказывает, он
осуществляет "перевод"
информации с эмоционального на
когнитивный уровень. Одновременно с
этим изменяется его отношение к
прошлому, травматичному опыту и
своим психическим недостаткам.
Для терапевтических
целей используется игра, которая
помогает "проиграть" ребенку
свои внутренние конфликты.
Предполагается, что "выплескивание
эмоций с помощью игры в безопасной
атмосфере снизит уровень
тревожности ребенка, и он сможет
легче приспособиться к нормальным
социальным требованиям.
Шире всего игра
используется при лечении тревожных
детей. Некоторые психотехники,
идущие от самых разных теоретических
подходов, стремятся объяснить
ребенку суть конфликтов, которые
происходят в нем; другие используют
игру как форму социального научения,
как средство, чтобы "проиграть"
трудности, как способ установить
дружеские отношения, как тип
ситуации, которая может быть тяжелой
для ребенка, для переориентации или
переобучения. Все они направлены на
то, чтобы сделать ребенка "лучше".
Психотерапевтические
методы и приемы можно использовать
по отдельности, а можно и в комплексе.
Все зависит от творческой
направленности ребенка, от его
темперамента, от характера его
внутриличностной проблемы. Главное -
вовремя выявить тревожное состояние
ребенка, оценить степень риска и
наметить пути преодоления
психологического дискомфорта